Летательные аппараты поделки своими руками

Летательные аппараты поделки своими руками

Летательные аппараты поделки своими руками

О легендарном племени чудь, населявшем некогда север европейской части России и Приуралья, известно в основном из преданий народности коми. Предания о чуди - органичная составляющая фольклора не только живущих на севере русских, но и их соседей от Скандинавии до Урала.
Современная историография отождествляет чудь с финно-угорским населением северо-востока Русской равнины. Считается, что под именем "чудь" выступали предки современных эстонцев, вепсов, карелов, коми и коми-пермяков. Возникнувшее в новгородских землях и зафиксированное уже в начальных строках летописей, это этническое определение для народов с языком и обычаями отличными от славянских (или "чудными"), по мере продвижения русских на восток распространилось до Урала, а затем проникло и в Сибирь.

Чудь и чуды

В преданиях чудь представлена как персонаж мифического времени или древний ("прежний", "иной", "старый") народ. Городища чуди находились на холмах, зафиксированных в современной топонимике как "чудские" (имеются сведения и о чудских озерах). Жилищами чуди служили пещеры, чаще землянки или ямы, крыша которых держалась на четырех столбах.
В некоторых описаниях чуди мы встречаем сделанный акцент на необычно большом росте представителей этого племени. Действительно, в славянской мифологии чудо (чоудь, шудь, чудовище = диво, дивище) означало великана, гиганта. Как у сербов див - великан, так в русских преданиях, великаны суть дивьи народы, заключенные в горах "на самой полунощи", нередко это великаны-людоеды, имевшие белые глаза (чудь белоглазая).

(Прим. А.Колтыпина) Читайте мою работу "Дивьи люди, волоты. Часть 2. Волоты - великаны и исполины"

Кроме чуди-великанов и чуди-язычников, коми-пермяки выделяют еще чудов, - легендарный народ маленького роста: "чудские-то были один народ, а чуды - другой <...> чуды-то ведь мелкие люди" (Ю.Г. Рочев, Национальная специфика коми преданий о чуди, 1985). Л.С. Грибова в своей работе "Чудь по коми-пермяцким преданиям и верованиям" определяет исконные функции чудов в системе дохристианской религиозности как "совершающих обмен" (вежом) детей, или "переводящих" детей из этого мира в иной мир. Сравнивая чудов (нечистых существ религиозных представлений) с чудью, она приходит к выводу о тождестве их характеристик. Моментом отчуждения чудов от чуди легендарной являлся момент христианизации - не принявшая новую веру чудь в народной памяти обретает демонологические черты, превращается в чудов.
Именно комплекс преданий, сюжетно объединенных мотивом исчезновения чуди после христианизации населения, является основным источником сведений о чуди. Принявшие православную веру становятся коми, тогда как некрещеные остаются чудью, которая или погребает себя в ямах, или уходит с этой территории, как правило, под землю. Места предполагаемого самопогребения чуди называют чудскими ямами. В этих местах может "являться" чудь, здесь "чудится", поэтому чудские ямы считаются нечистыми.
Тем не менее, еще в 20-30 гг. ХХ века на чудских могилах совершались обряды поминовения чуди ("важэсо касьтылом" - "поминки по древним").
По другой версии, исчезновение чуди связывается с приходом новых людей (собственно исторических племен) вообще: "чудь в землю ушла, под землей пропала, живьем закопалась. Сделала она это, по одним данным, оттого, что испугалась Ермака, по другим, оттого, что увидала белую березу, внезапно появившуюся и означавшую владычество Белого царя" (Н.А. Криничная, Предания Русского Севера, 1991).
Как бы то ни было, но мифическое время (Золотой век) "карликовой" (вариант - "гигантской") чуди сменился временем "высоких" ("нормальных") людей. В этой связи стоит особо подчеркнуть, что чуды (демонизированная чудь) относятся к мифологическим существам уже исторического времени, принципиально отличающимся от чуди Золотого века.

Сиртя

С преданиями о чуди самым непосредственным образом связаны северные предания о народе сиртя (сихиртя, сииртя, сирчи), обитавшем в тундре до прихода ненцев. По преданиям, сиртя были маленького роста, говорили, слегка заикаясь, носили красивую одежду с металлическими подвесками. У них были белые глаза (вспомним чудь белоглазую). Домами сиртя служили высокие песчаные сопки. На поверхность тундры они выходили по ночам или в туман; обитали под землей, где ездили на собаках и пасли мамонтов "я хора" (земляных оленей). Так же, как чудь, сиртя считались умелыми кузнецами и хорошими воинами. Встречи с сиртя одним приносили несчастье, другим - удачу. По преданиям, с приходом в тундру ненцев-оленеводов сиртя скрылись под землей. Известны случаи женитьбы ненцев на женщинах сиртя.

Ямальские ненцы отчетливо различают сиртя - древних аборигенов, и хаби - хантов - других столь же древних жителей Севера. Чаще всего ненец, имеющий даже в дальнем родстве иноязычные элементы, уверенно говорит, что его предки были хаби, а не сиртя. Но случается, что дальний родич ненцев был сиртя, с хаби ничего общего не имеющий. Таким образом, очевидно, что представление ненцев о сиртя носит характер этнического, а не какого-либо иного различия.

По другим рассказам, сихиртя могли украсть детей (если те допоздна играли вне чума), наслать порчу на человека или просто напугать его. Встречаются упоминания о военных столкновениях ненцев с сихиртя, при этом последние отличались не столько ратной доблестью, сколько умением неожиданно скрыться и внезапно появиться вновь. Ненцы относили эти умения к шаманским дарованиям сихиртя.

Значение слова "сихиртя" ("сирти", "си-ирти") объясняют как производное от глагола "сихирць" - приобрести землистый цвет кожи, чуждаться, избегать, от названия жука "си" - в него превращается душа умершего, и, наконец, от "си" - отверстие, дыра.


Источник: http://www.dopotopa.com/a_komogortsev_tainstvennaya_chud.html


Летательные аппараты поделки своими руками

Летательные аппараты поделки своими руками

Летательные аппараты поделки своими руками

Летательные аппараты поделки своими руками

Летательные аппараты поделки своими руками

Летательные аппараты поделки своими руками